В Костанайской области отменен один из самых дорогих конкурсов года — лот управления физической культуры и спорта на реализацию проекта хоккейной академии стоимостью 209 млн тенге. Частной причиной стала жалоба на нарушения в конкурсной документации, а глобальной — несовершенства в системе госсоцзаказа.
Это далеко не единственный случай, и, как показал свежий анализ ресурсного центра НПО, проблемы с государственным социальным заказом в регионе носят системный характер. Исследование охватило более 300 закупок в районах и городах области. Результаты анализа представили на ежегодной отчетной встрече представителей НПО Костанайской области.

По словам председателя ОФ «Гражданский альянс ГрИн», депутата областного маслихата Динары Утебаевой, их анализ позволил увидеть общую картину и определить «болевые точки» сотрудничества государства и гражданского общества. Она подчеркнула, что работа велась несколько месяцев, с изучением жалоб, техспецификаций, отмен лотов и решений комиссий.
— Мы просмотрели 20 районных и городских пакетов закупок, а также наборы областных управлений. В итоге более 300 процедур совокупным объемом свыше 1 млрд тенге. Мы увидели огромный разброс в качестве подготовки технических заданий и большое количество системных ошибок, — отметила Динара Утебаева.
Одним из показателей состояния системы стало количество жалоб. Так, лидером по их числу стал Костанай — 9 жалоб на 20 лотов. В Житикаре — 6 жалоб, в Рудном — 3, в Сарыкольском и Костанайском районах — по 4–5.
Но главное не количество обращений, а то, как реагируют комиссии. Здесь картина неоднородная.
В Рудном, например, все жалобы были отклонены. В Житикаре — тоже стопроцентный отказ. В таких случаях эксперты говорят о риске «закрытой практики» оценки.
— Мы фиксируем территории, где жалобы отклоняются без должной аргументации. Такая ситуация вызывает вопросы и у НПО, и у нас как ресурсного центра. Если население и организации не получают обратной связи, теряется смысл самой процедуры контроля, — объясняет Утебаева.
В других районах картина значительно лучше. В Сарыкольском районе комиссия все жалобы пересмотрела. В Камыстинском — также 100% жалоб были удовлетворены. В Костанайском районе 4 из 5 жалоб завершились пересмотром. Это говорит о гибкости комиссии и готовности признавать ошибки.
Анализ 200 технических спецификаций выявил 9 типов системных ошибок. Среди самых частых — использование устаревших форм, требование финансовых отчетов, которые уже не предусмотрены правилами, указание конкретных потенциальных поставщиков, копирование одних и тех же ТЗ из года в год.
Иногда техзадания составлены так, что выполнить проект качественно просто невозможно. Например, в Сарыкольском районе в лоте 156 мероприятий оценивались на сумму 1,29 млн тенге. Если разделить, выходит около 8300 тенге за одно мероприятие.
В управлении здравоохранения трижды объявляли тендер на проект по профилактике ВИЧ на 19,5 млн тенге, и трижды конкурс был сорван из-за ошибочных требований.

Свое мнение по ситуации высказала руководитель ОО «Союз журналистов Костанайской области», депутат областного маслихата Александра Сергазинова. По ее словам, государственный социальный заказ все хуже справляется с задачами гражданского воспитания.

— Мы видим, что проектов, направленных на развитие гражданского активизма, с каждым годом становится меньше. Этот год объявлен Годом рабочих профессий в Казахстане, но по факту ни один проект не работал с трудовой молодежью, с рабочими коллективами. У нас огромная аудитория остается неохваченной, — сказала она.
Сергазинова раскритиковала и микробюджетные проекты.
— Проект на 500 тысяч тенге на семь–восемь месяцев — это несерьезно. Такие проекты либо нужно объединять, либо не проводить вовсе. Лучше честно сказать, что денег нет, чем имитировать деятельность. Нам нужны проекты по медиаграмотности, по работе с молодежью, по укреплению гражданской позиции, — подчеркнула она.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Ресурсный центр НПО представил свои рекомендации. Среди них — обязательное рецензирование техзаданий, обучение специалистов в районах, открытость комиссий, участие общественных наблюдателей и предварительные консультации с НПО.
— Государственный социальный заказ — один из инструментов развития гражданского общества. Но пока где-то он работает честно и эффективно, а где-то превращается в формальность или даже создает барьеры. Нам нужно менять систему. Не НПО страдают — страдают люди, ради которых эти проекты и существуют, — резюмировала Динара Утебаева.
Анна КАЛЕЙНИК, фото автора

































