Число руководителей в госорганах в некоторых регионах Казахстана выше числа исполнителей
«Требует пересмотра количество руководящего состава в государственном аппарате. До 2007 года были установлены нормативы численности руководящих и других работников государственных органов (постановление правительства от 6 октября 1998 года №1010). Между тем, с их отменой число руководителей по отношению к исполнителям через два года увеличилось на 6%, а в настоящее время – на 15%. В отдельных регионах количество руководителей превышает количество исполнителей», — говорится в концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2025 года.
По словам авторов документа, «сегодня отсутствие единого подхода в трансформации структур привело к тому, что имеются непоследовательность и диспропорции внутри региона на областном, районном и сельском уровнях», которые «связаны с тем, что базовой структурой определены лимиты для формирования областных управлений и сельских акиматов». Поэтому, считают разработчики, «структура района формируется по «остаточному» принципу», в итоге, по их словам,» в районах функционируют от 16 до 35 отделов (численность которых варьируется от 5 до 48 единиц)», передает корреспондент МИА КазТАГ.
«В результате постоянных изменений, население не знает в какой государственный орган обращаться за услугой (либо за решением вопроса), что создает неудобства. Наряду с этим, функционируют Open-офисы (к примеру, в городе Актобе «Народная канцелярия», в городе Павлодар «Open Павлодар» и другие), которые удобны для населения, но их деятельность требует унификации, поскольку сейчас в регионах разные подходы к их открытию. При этом, в рамках реализации предвыборной платформы главы государства, и внедрения принципа «слышащего государства» площадку фронт-офисов, возможно, использовать как пункты приема граждан, оперативной и прямой обратной связи с населением», — сказано в документе.
Разработчики предлагают на основе опыта передовых стран в рамках усиления гражданского контроля и построения «слышащего государства» вовлекать общество «в обеспечение жизнедеятельности населенного пункта путем развития волонтерства, так называемых сити-менеджеров, и наделения их правом выполнения отдельных функций».
«К примеру, в США, Швейцарии и Канаде создаются так называемые «соседские советы», которые контролируют отдельные процессы в целях исключения возможного появления на их территорий, нежелательных с точки зрения местного населения объектов (свалок, центров реабилитации и так далее)», — отметили авторы концепции.
По их мнению, после пересмотра структуры сохраняются факты дублирования на всех уровнях: между областными управлениями; между областными управлениями и территориальными департаментами центральных государственных органов; между областными управлениями и подведомственными организациями.
«Наличие дублирования вдвое увеличивает количество контролирующих органов, как следствие, возрастают риски административного давления. В целом, сложившаяся ситуация приводит к нерациональной организации труда и неравномерному распределению обязанностей служащих, а также необоснованной нагрузке на бюджет», — считают разработчики документа.
Также, при пересмотре структуры, по их мнению, «не учитываются происходящие в мире процессы, к примеру, что через три года в условиях промышленной революции ряд профессий станут неактуальными, а процессы будут автоматизированы либо отдельные из них оцифрованы». К примеру, добавили авторы, «возможен отказ от оцифровки библиотек, поскольку уже сейчас книги свободно доступны в интернете».
«Преодоление вышеперечисленных вопросов позволит внедрить принцип «слышащего государства» и повысить эффективность государственного управления», — сказано в документе.