В «Астана LRT» тестируют новую систему оплаты на двух автобусах и говорят о готовности внедрить её, но отказываются назвать стоимость проекта
В Нур-Султане презентовали новую систему для оплаты проезда в автобусах – FacePay, когда платить предлагается «лицом», просто посмотрев в видеокамеру в автобусе. Informburo.kz разбирается, как работает эта система и целесообразно ли её внедрять, сообщает «Информбюро»
«О цене говорить пока рано»
Пилотный проект с тестированием FacePay стартовал на двух автобусах в Нур-Султане: по одному на маршрутах №5 и №10. Он продлится до конца года.
Оборудование и программное обеспечение для «пилота» разработчики предоставили городу бесплатно и на этом основании отказались назвать стоимость проекта, сославшись на коммерческую тайну. Ведь акимат ещё не заключил договор с ними. В «Астана LRT» на вопрос о цене нововведения также ушли от прямого ответа.
«Говорить об этом ещё рано. Пока пилотный проект только внедрён, мы оценим реакцию жителей города, соберём замечания», – сообщил управляющий директор, член правления ТОО «Астана LRT» Даурен Нуралиев во время пресс-тура.
Такой же ответ в ТОО дали десять дней назад, когда представляли ещё одну систему оплаты – банковскими картами Visa. По проекту Visa разработчики так же бесплатно предоставили городу свои валидаторы на время «пилота» и так же отказались отвечать на вопрос о цене всего проекта.
Мы попытались узнать, какие расходы несёт компания сейчас – а точнее, сколько денег уходит на обслуживание действующей системы оплаты проезда и оборудования в автобусах.
На сайте госзакупок лот для этой компании под названием «услуги по администрированию и техническому обслуживанию программно-аппаратного комплекса» вытянул на 423 миллиона тенге.
В этот лот входило обслуживание всего бортового оборудования автобусов, включая систему электронной оплаты проезда, до конца 2019 года. В стоимость не вошла цена самого оборудования – только управление системой. Однако, чтобы внедрить новые системы, потребуется закупать и новое оборудование, и, вероятно, программное обеспечение, а также и содержать их.
Нуждается ли город в системе FacePay?
Что будет с пассажирами автобусов в Нур-Султане, если акимат в лице «Астана LRT» не внедрит систему оплаты FacePay? Принципиально это не изменит ничего: у жителей и гостей города уже есть несколько способов оплатить проезд. Это отметил и сам Даурен Нуралиев во время пресс-тура, пассажиры могут заплатить:
- наличными;
- с помощью Astra Plat;
- по SMS;
- посредством QR-кода;
- в трёх мобильных приложениях;
- скоро пассажиры смогут оплачивать проезд картами Visa, а в 2020 году – и картой MasterCard.
«Оплата биометрическими данными, по лицу – это следующий этап развития, – заявил управляющий директор, член правления ТОО «Астана LRT» Даурен Нуралиев во время пресс-тура. – «Астана LRT» не стоит на месте, мы открыты всегда, и мы запускаем все виды и возможности оплаты».
Таким образом, внедрение FacePay – это не вопрос необходимости. Остаётся понять, будет ли эта система настолько удобна, что пользование ею покроет расходы на неё? Дать полный ответ на этот вопрос мы не можем, поскольку не знаем стоимость. Рассмотрим его часть.
Удобно ли оплачивать проезд в автобусе по технологии Facepay?
Плюсы назвал депутат маслихата Нур-Султана Мирас Шекенов:
«Кредитка чем неудобна – её можно потерять. Пока вытаскиваешь, затаскиваешь, ещё время теряешь. FacePay – это классная штука, поскольку твоё лицо всегда с тобой. Ты зашёл, тебя камера «срисовала», и с твоего счёта снялись деньги. Хорошо, когда есть альтернативные возможности оплаты проезда, мне импонируют те, что позволяют не задерживаться на входе. Единственное, необходимо обеспечить безопасность хранения данных человека. Разработчики должны в том числе разработать контроль за безопасностью», – сообщил он.
Прежде чем воспользоваться FacePay, вы должны установить на телефон мессенджер Telegram. Тем, кто им не пользуется, необходимо будет его установить. Затем вы должны зарегистрироваться в Telegram-боте facepay. Для этого нужно ввести туда свой ИИН и выслать свою фотографию. Как отмечают разработчики, подойдёт даже селфи в анфас, желательно только, чтобы лицо получилось чётким. Потом к системе вы привязываете свою банковскую карточку. Первый этап завершён.
Как проходит оплата? Вы заходите в автобус, останавливаетесь на секунду напротив камеры, которая висит рядом с местом водителя, и с вашей карты списывается стоимость проезда – 90 тенге.
Информация о том, что вы оплатили проезд, придёт вам в мессенджер Telegram. Если в салон войдёт контролёр, вы сможете показать им чат, который подтверждает, что вы не «заяц». Если у вас к этому времени сел мобильный телефон, то вам надо будет сообщить контролёрам свой ИИН. Тогда они с помощью своего оборудования выяснят, платили ли вы за проезд.
Обмануть водителя, просто глядя в камеру и замерев перед ней на секунду, как будто вы оплачиваете проезд, хотя на самом деле у вас на карте нет денег или вы вовсе не регистрировались в системе, не получится. Он будет видеть, прошла оплата с помощью видеокамеры или нет, утверждают разработчики.
На вопрос, что будет, если человек просто зайдёт в автобус спросить у водителя маршрут движения и окажется перед камерой, а потом выйдет, разработчики решили, что обдумают такую ситуацию. Возможно, пассажирам будут приходить запросы в Telegram, надо ли списать сумму за проезд или не надо. Но тогда проехать в автобусе с разряженным телефоном не получится.
Для камеры нет разницы, какого роста человек, поэтому проблем из-за этого вопроса в компании не ожидают, даже если оплачивать проезд будет ребёнок, сообщил учредитель ТОО «IPay» Алмас Айменов. Он отметил, что до конца года, пока действует «пилот», компания будет собирать отзывы пассажиров и работать над совершенствованием системы.
Кто гарантирует пассажирам безопасность личных данных?
Учредитель ТОО «IPay» сообщил, что уверен: сбоев в программе не будет, и она не станет взимать оплату с человека два или более раз, независимо от того, сколько раз он окажется перед камерой в течение часа. Сохранится и право бесплатной пересадки в течение этого же времени.
«База данных будет находиться только в «Астана LRT», ни для каких других целей она не используется», – сообщил он. И затем в комментарии корреспонденту отметил, что фирма IPay не собирается хранить базу данных астанчан у себя, поскольку это также требует дополнительных расходов, в которых его компания не заинтересована.
Вопрос о том, насколько защищена база «Астана LRT» и не окажутся ли личные данные пассажиров под угрозой, включая данные банковских карт, тоже остаётся открытым.
«Будем смотреть, как пойдёт проект. Вопрос – многие ли люди согласятся размещать своё фотоизображение, ИИН, привязывать банковские карты к системе, – отметил депутат Мирас Шекенов. – Я бы пошёл на это, потому что удобно, но создал бы отдельную виртуальную карту и привязал её. И с неё платил бы только за проезд, за парковки, в такси. Основную карту не привязывал бы. А вообще лично я бы предпочёл платить меткой NFC, часами, например. Как там будет работать FacePay – ещё вопрос, люди же ходят в шапках, в платках… в масках будут, когда заболеют».
О принятии поспешных решений
Общественный транспорт Нур-Султана уже пожинает плоды внедрения системы AstraPlat: её валидаторы не позволяют принимать для оплаты банковские карты, поэтому, если «Астана LRT» решит в ближайшее время ввести новую систему, то, видимо, придётся дополнительно закупать новые валидаторы – их уже показали 8 октября во время презентации пилотного проекта Visa.
А вот регионы, которые вводят систему электронной оплаты проезда после столицы, уже не совершают таких ошибок. Там сразу устанавливают оборудование, которое позволяет платить любыми картами.
«Мы тестируем проект, по которому можно заплатить и с помощью карт Visa, и MasterCard, и с помощью транспортной карты, – сообщил менеджер АО «Трамвайное управление города Павлодара» Рустам Махмудов. – У нас будут установлены простые POS-терминалы, только с усовершенствованным программным обеспечением».
Гонку за последними технологиями ради технологий можно было бы оправдать, если бы общественный транспорт не был убыточен, однако это не та
Монтировать оборудование разработчики FacePay предлагают на входе, рядом с водительским местом. Если все «пилоты», которые тестирует «Астана LRT», будут внедрены, то на входе в автобус образуется целая дополнительная приборная панель: отдельный валидатор для Astra Plat, отдельный валидатор для банковских карт, видеокамеры и система отслеживания для всех них.
Если пилотный проект себя оправдает и понравится жителям Нур-Султана, то его внедрят в 2020 году. Мы обещаем перед этим узнать у «Астана LRT» стоимость новшества.
Алмас Айменов отметил, что его фирма намерена поставить систему FacePay во все мегаполисы Казахстана, а также продвигать её за рубеж.