Исследование о контрасте оценочных и реальных данных – иллюстрация проблемы с выявлением жертв торговли людьми в Казахстане
По оценочным данным Global Slavery Index по состоянию на 2018 год более 75 тыс. человек жили в Казахстан в условиях современного рабства. Так, Казахстан оказался на 21 месте по этой проблеме в списке из 50 государств в регионе «Европа и Центральная Азия» и на 83 месте в мире.
В то же время, по данным Международной организации по миграции (МОМ), за период 2004 по 2020 только 1891 жертва торговли людьми была идентифицирована и получила реабилитационную помощь.
Контраст оценочных и реальных данных – яркая иллюстрация проблемы с выявлением жертв торговли людьми в Казахстане, ставшей предметом исследования, проведенного в 2020-2021 по заказу МОМ, при финансовой поддержке посольства США в Нур-Султане. Его результаты будут представлены 28 мая в рамках Национального диалога с представителями казахстанских госорганов и неправительственных организаций, посвященного борьбе с торговлей людьми.
О выводах и рекомендациях исследования в преддверии встречи рассказала одна из его авторов. Ханна Антонова работает в сфере противодействия торговле людьми с 2005 года.
Последние 5 лет она специализируется в проведении тренингов для правоохранительных органов, государственных структур и НПО, а также в написании учебных материалов и проведении исследований. Имеет опыт организации деятельности по борьбе с торговлей людьми в рамках масштабных гуманитарных кризисов. Так, Ханна работала в Бангладеш во время кризиса с беженцами рохинья.
F: Какие существуют механизмы выявления жертв торговли людьми и как они работают в Казахстане?
— Механизмы, существующие в разных странах, отличаются, но проблемы, которые стоят перед этими механизмами – похожи. Главная сложность заключается в том, что редко кто-то приходит в полицию или организацию, предоставляющую помощь, и говорит: «Я – жертва торговли людьми, помогите мне». Торговля людьми — сложная концепция, которую даже не все специалисты, работающие в социальной и правоохранительной сферах, могут до конца понимать, не говоря уже о людях, которые попадают в подобную ситуацию. Поэтому выявление потенциальных жертв должно быть систематической, проактивной, слаженной работой многих ведомств и организаций, для которой выделяются ресурсы, проводится обучение и т.д. Тем не менее такая работа очень редко интегрирована в системы оказания помощи.
В Казахстане есть государственная система оказания помощи жертвам торговли людьми, что само по себе уже огромный шаг вперед – далеко не все страны могут этим похвастаться. Но в рамках этой системы оплачиваются только пакеты оказания помощи идентифицированным жертвам. Работа же по нахождению потенциальных жертв и проведению их идентификации в рамках этой системы отдельно не оплачивается. Неправительственные организации, предоставляющие услуги, очевидно, должны проводить ее своими силами, которых часто не хватает в условиях постоянной зависимости от проектного финансирования.
Другой момент — очень важно, чтобы система выявления и идентификации жертв отвечала профилю проблемы. Я родом из Украины, которая в основном является страной происхождения потока торговли людьми. У нас, соответственно, своя специфика выявления жертв и у них совершенно другие потребности, чем были бы в стране назначения. Например, так как большинство жертв на момент выявления уже находятся у себя дома, нет широкой потребности в стационарных заведениях оказания помощи (шелтерах). Казахстан же — страна назначения, где основная масса жертв торговли людьми – это трудящиеся-мигранты с неурегулированным статусом. Система выявления и идентификации, а также предоставления помощи должна ориентироваться на эту специфику. Тем не менее нынешняя казахстанская система не распространяется на иностранных граждан, постоянно не проживающих в стране, и, соответственно, не отвечает профилю проблемы.
F: Есть ли успешные примеры механизмов выявления и идентификации жертв торговли людьми, которые можно было бы адаптировать в Казахстане?
— Пожалуй, самый развитый механизм выявления, идентификации и оказания помощи жертвам торговли людьми на сегодня существует в Великобритании. Тем не менее британские специалисты признают, что им удается выявить и идентифицировать лишь небольшой процент реальных жертв торговли людьми в стране.
Есть также отдельно взятые инициативы, которые показали позитивные результаты. Например, целевое размещение информационных материалов там, где есть поток людей, входящих в основные группы риска. Есть успешные примеры работы мобильных междисциплинарных групп, выезжающих в вероятные места возникновения эксплуатации (например, фермы, строительные площадки, фабрики и т.д.). Эти группы проводят беседы с работниками и стремятся выявить потенциальных жертв торговли людьми. Еще один пример — работа с людьми, попадающими в приемники-распределители или подпадающими под принудительное выдворение из страны.
F: Как выявляются потенциальные жертвы в Казахстане сейчас?
— Согласно статистике представительства МОМ в Казахстане, основные источники выявления потенциальных жертв торговли людьми — это правоохранительные органы, общественные организации в странах происхождения (в основном в Узбекистане) и специализированные НПО в Казахстане.
Полиция выявляет жертв своими методами, которые могут включать специальные оперативные мероприятия или прием заявлений от возможных потерпевших. Общественные организации в странах происхождения реагируют на звонки от родных жертв либо от самих жертв.
У казахстанских НПО есть различные способы — через свои сети контактов, проведение информационной работы и посредством обучения тех, кто может потенциально столкнуться с жертвами торговли людьми. Эта работа требует значительных финансовых и человеческих ресурсов, но, к сожалению, не оплачивается систематически в рамках существующих в Казахстане государственных программ. Если и выделяются какие-то финансы, то в основном на отдельные тренинги и общую информационную работу с населением.
Бывают случаи, когда и простые граждане после прочтения новостей о торговле людьми, сопоставляют эти истории с ситуацией, которую они могли наблюдать, например, у соседей, пытаются вступить в контакт с возможными жертвами и как-то помочь или прямо обращаются в полицию.
F: Назовите, пожалуйста, три рекомендации, которые существенно изменят положение дел в вопросе торговли людьми в Казахстане.
— Включение трудящихся-мигрантов в систему оказания помощи, смена подходов к финансированию работы по противодействию торговле людьми, с тем чтобы наладить регулярное проактивное выявление жертв, а также улучшение системы сбора и анализа данных по торговле людьми в стране.
Борьба с торговлей людьми — задача полиции. Но есть и другие специалисты, работающие с населением, которые должны быть активно вовлечены и пройти обучение для выявления жертв торговли людьми и их перенаправления для получения помощи. Это работники сфер здравоохранения и образования, консульские работники, инспекторы труда, правоохранительные органы, администрирующие приемники-распределители, куда попадают мигранты с неурегулированным статусом и т.д.
F: Какая информация должна отложиться у каждого читателя нашей беседы?
— Самое важное, что нужно понимать о торговле людьми, – это то, что она не является чем-то абстрактным, что происходит где-то с кем-то другим. Это происходит здесь и сейчас, возможно, на вашей улице, в вашем районе или поселке…
Когда мы закрываем глаза на эксплуатацию трудящихся-мигрантов или собственных сограждан, мы делаем рабство и эксплуатацию других людей приемлемыми в нашем обществе. И пока возможность оказаться в рабстве существует хотя бы для одного человека, она затрагивает всех, потому что рано или поздно этим человеком может оказаться любой член такого общества.
Торговля людьми — это не про условных «узбекских мигрантов» или «казахстанских бездомных», которые оказываются в центре историй, публикуемых в СМИ. Это касается каждого. Важно быть осведомленным о проблеме и о том, что можно сделать, когда сталкиваешься с потенциальной ситуацией торговли людьми.
Источник: Forbes Kazakhstan