Или о том, что целью третьего гражданского сектора не может быть извлечение прибыли
Некоммерческий сектор призван быть не просто мостом между властью и социумом, но и индикатором социальной напряженности. Однако некоторые представители НПО не до конца понимают свою миссию. Почему?
Безусловно, представители неправительственного сектора за последние годы выстроили определенную систему отношений с государством, они участвуют в работе общественных советов и других консультативно-совещательных органов, инициируют социологические исследования и общественный мониторинг, участвуют в законотворческой деятельности, пытаясь решить проблемы населения…
Кроме того, будучи связующим звеном между государством и гражданами, участвуют в реализации социально значимых инициатив. Только ОФ «Дерек» на протяжении 7 лет помог более чем 200 детям на сумму более 70 млн тенге; Казахстанская ассоциация по половому и репродуктивному здоровью спасает женщин, пострадавших от бытового насилия; ОФ «Помощь» помогает молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию. А вклад организаций, помогающих людям с инвалидностью, и вовсе нельзя недооценивать: более 20 лет помогает мамам с детьми-инвалидами общественное объединение «Радуга», около 100 детей в год проходят качественную реабилитацию в ОО «Амалия-2016», ОО «Умит-Надежда» стало инициатором внесения красивейшего вида спорта — танцев на колясках — в реестр Паралимпийских игр в Казахстане, участники которого радуют нас призовыми местами на мировой арене.
Но вся эта благополучная картина размывается из-за действий некоторых НПО. За последние годы в Казахстане в целом, и в Костанайской области в частности, увеличился сегмент так называемых квази-НПО, которые создаются специально для участия в государственных программах, проектах государственного социального заказа, грантового финансирования. Проще говоря, для заработка.
— По своей природе сектор НПО призван решать актуальные социальные вопросы местного сообщества, вносить предложения в местные и центральные государственные органы, участвовать в разработке законопроектов, быть связующим звеном между проблемой, государством и путями решения, — считает и.о. заместитель руководителя управления внутренней политики Абылайхан Какенов — Могу сказать с уверенностью, что со стороны государственных органов делается все для институционального развития сектора НПО.
В Костанайской области уже более 10 лет работают ресурсные центры НПО, выделяются безвозмездные средства для реализации мини-проектов в селах, увеличивается сумма госсоцзаказов. За последние 2 года сумма увеличилась на 47%. Если в 2018 году бюджет ГСЗ составлял 322,1 тенге, то в текущем году уже 473,2 тенге. По идее, НПО должны расширять спектр деятельности и охватывать большую часть населения. Налицо тот факт, что государство надеется на помощь гражданского общества, но корыстные цели некоторых НПО, непрофессионализм и формальное отношение не позволяют сделать шаг вперед.
По всей стране стали появляться НПО-однодневки или НПО, в уставе которых прописано более 40 направлений. В Костанайской области уже несколько лет «промышляют» НПО, зарегистрированные в Шымкенте или в Нур-Султане.
— Меня возмущает поведение таких организаций, — говорит эксперт Ресурсного центра НПО Петр Сухинин. — К примеру, ОО «Студенческая футбольная лига г.Астаны» в текущем году выиграла постоянно действующие проекты трех сельских ресурсных центров региона. Конечно, конкурс прошел на законных основаниях, и вроде реализуется проект согласно прописанным индикаторам в технической спецификации, но при этом с кого спрашивать качество, если исполнители находятся в другой области и не переживают за работу. Кстати, бизнес-сообщество уже проходило это, и хотя соответствующие поправки вносились в законы по борьбе с лжепредпринимательством, к сожалению, пострадали только добросовестные предприниматели.
— В нашей области НПО как-то уже привыкли договариваться между собой, есть проекты традиционные, есть авторские, — комментирует председатель ОО «Социум &Я» Абай Дюсеков. — Мы точно знаем, чья это идея, потому что госорганы приглашают на общественные слушания, где мы их предлагаем, просим, чтобы было финансирование. И, конечно, обидно, когда в результате ее реализацией занимается какая-нибудь футбольная лига.
В августе 2018 года были приняты Стандарты ГСЗ и правила мониторинга и оценки, которые регламентируют взаимодействие НПО и государственных органов в рамках госсоцзаказа. Казалось бы, появился механизм, благодаря которому можно «отсеивать» недобросовестные НПО. То ли коллизии в законодательстве, то ли профессионализм бизнес-НПО сегодня не позволяют изменить ситуацию. В результате многие проекты реализуются по минимальному шаблону, как говорят в сфере НПО, «без души». А ведь в третьем секторе основой деятельности должно быть сопереживание и искреннее желание изменить ситуацию…
Динара Утебаева
Один комментарий
Святогор
В системе НПО имеют место меркантильные проявления потому, что изначально в структуру НПО заложена только финансовая составляющая. Это перекладывание социальных проблем слабого государства на население. Тогда как выхолощена основная задача НПО — защита гражданских прав народа. Т. е. мы пожинаем то, что посеяно государством и имеем копию государственных финансовых потоков. Там (у чиновников) и надо искать решение проблемы, а не толочь в ступе воду.