Предприниматели, в числе которых — отправители и получатели грузов, владельцы вагонов и подъездных железнодорожных путей, заявляют, что их вынудили подписать договоры с этой компанией.
Сегодня, по их словам, работа с фирмой, которая взялась за поставку и уборку вагонов под погрузку-разгрузку, разоряет клиентов. А уйти от услуг ТОО «Kazzholtrans» нельзя. Как ни парадоксально это звучит в пору рыночных отношений и конкуренции. За ней, по словам предпринимателей, стоит кто-то всесильный, «неубиваемая крыша».
Возврат в 90-е?
18 ноября на станции Костанай, в здании филиала АО «КТЖ — Грузовые перевозки», прошло бурное собрание. Участвовали два представителя названного ТОО, более 40 их недовольных клиентов, руководство филиала и станции. Предприниматели высказывали многочисленные претензии к сервису компании, которая, по сути дела, является посредником — подает и убирает вагоны, выставляемые «КТЖ — Грузоперевозки». С этим делом справляется плохо, не успевает, и клиентам приходится платить за многочисленные простои вагонов. Убытки, говорили на собрании, миллионные.
Накануне предприниматели принесли в «НГ» коллективное письмо с 44 печатями. Перечень тех, кто его подписал, впечатляет. В их числе — крупные компании, которые обычно осторожны, в протестах не светятся: ТОО «БК-Маркет», «БК-Бетон», «Мибеко», «Вадиса М», «Бест Костанай». Видно, допекло.
В письме речь не только об убытках, но и о том, как ТОО «Kazzholtrans» втиснулось в отнюдь не пустующий рынок. До него и без него подачей и уборкой вагонов занималась сама станция, кому не нравился такой вариант, заключили договоры с другим оператором локомотивной тяги ТОО «Тоболтранс». Выбор был. Но с мая 2020 года он исчез. Да как залихватски.
Процесс разгосударствления казахстанской железной дороги идет не первый год, некогда единое хозяйство сегментируется и отходит частникам по кусочкам. «НГ» три года назад писала о том, как на рынок управления подъездными путями вошло АО «ЦТС» (Центр транспортного сервиса), как бизнес протестовал против повышения им тарифов, но дело кончилось фактически ничем. Теперь следующая серия.
В феврале сего года в филиале АО «КТЖ — Грузовые перевозки» прошло собрание, на которое пригласили ветвевладельцев, получателей и отправителей грузов, чтобы сказать им, что начинается масштабный переход работы по подаче и уборке вагонов частникам. Тогда же была презентована компания Kazzholtrans. Предприниматели ее не знали, взяли тайм-аут для изучения вопроса. Выяснили, что компания новая, опыта нет, написано в коллективном письме. Но вход ее на рынок стало активно продавливать АО «ЦТС».
По словам предпринимателей, его инструктивные документы, регламент организации доступа к услугам подъездного пути были четко «заточены» под новое ТОО. Дело дошло до того, что АО довело до сведения несогласных, что не разрешит проезд по принадлежащему ему стрелочному переводу № 74. И стрелка была разобрана! Потом еще и шлагбаум выставляли, ограничивая проезд к подъездным тупикам.
Вот это все предприниматели и называют принуждением к выбору оператора, а методы воздействия на них — возвратом в беспредельные 90-е годы.
Скажется на ценах
Пытаясь избежать срыва контрактов и убытков, договоры с ТОО «Kazzholtrans» они все-таки подписали. О плачевных итогах и говорили на собрании 18 ноября, периодически срываясь от избытка эмоций на крик. Суть претензий: оператор не справляется с договорными обязательствами, ему не хватает ни локомотивов, ни умений, тем не менее свое присутствие ТОО старается расширять.
Станция Костанай — это шесть маневровых районов, новый оператор действует в первом, третьем, четвертом, перешел и на пятый, к которому относятся около 20 подъездных путей. Большинство из тех, кто сейчас протестует, — из пятого района.
— Зачем вы лезете дальше, если не наладили работу в других районах, вы же не справляетесь? Зачем стараетесь хапнуть больше, чем можете переварить? Вы же нас ввергаете в колоссальные убытки? — такие вопросы задавали костанайским представителям компании.
Те отвечали, что стараются и что все наладят. Кроме этого, собственно, ничего не отвечали.
А люди рассказывали, что подача вагонов осуществляется с задержкой в 3-7 дней, такое же время занимает уборка, то есть задержка на погрузке-выгрузке в среднем занимает 10 дней, а это все деньги. Сверхнормативный простой вагона — 15 000 в сутки.
— Мы вагон купили за наличку, он вовремя должен в Галабу прийти, вернуться и снова деньги зарабатывать. Из-за вас оборот удлиняется. У нас контракты страдают. Вы это понимаете? Наши клиенты терпят убытки, целая цепочка ломается, — говорила представитель транспортно-экспедиционной компании. — Если мы, наши клиенты в убытке, то это неминуемо удорожает товары, которые доставляются. Это понятно? Мука, сахар, крупа, то, что сегодня так важно и на что нельзя допускать роста цен. Пандемия же. Многие не работают. Вы об этом думаете?
Дайте нам выбор
Помня то, как новый оператор пришел на рынок, предприниматели хотели понять, могут ли они от него уйти.
— Полагаю, что нет, — сказал и. о. директора филиала АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Вячеслав МИРОНОВ, — дело снова может дойти до разбора путей и установки шлагбаума.
Кстати, по словам Миронова, он пытался противостоять ситуации, на него написали массу жалоб, вплоть до Генеральной прокуратуры, до сих пор отписывается. Общался по этому вопросу с акимом области. Тот якобы консультировался наверху и сказал, что ТОО «Kazzholtrans» должно работать.
Образ незримого, но всесильного покровителя — Того, Кого Знают, но Нельзя Называть — прямо витал над разгоряченным собранием. Миронов предлагал разрешать безусловно острую проблему технологически, искать компромиссы, варианты сотрудничества, даже называл некоторые.
Но многие из собравшихся были настроены непримиримо.
— Мы вообще не понимаем, зачем вы им что-то подсказываете, — возмутилась одна из предпринимателей, — это ваша станция, вы сами столько лет оказывали нам эти услуги, все было нормально, мы и сейчас хотим работать с вами напрямую, имеем право на выбор. А насчет шлагбаума — ну, если так сделают, получат транспаранты и людей на рельсах. Не поможет, поедем к Мынбаеву, в конце концов. (Сауат Мынбаев — председатель правления АО НК КТЖ — «НГ»).
Пока на собрании было принято промежуточное решение. Новый оператор дает возможность филиалу «КТЖ — Грузоперевозки» уже сейчас работать в пятом маневровом районе. Предприниматели заявили, что готовы массово расторгнуть договоры с ТОО «Kazzholtrans». Кстати, в одностороннем порядке сделать это невозможно, так что сначала должны быть направлены уведомления, потом 30 дней надо ждать решения второй стороны. Пока это все — на стадии намерений.
Источник: ng.kz