Но, как утверждает руководство, несмотря на колебания курса и санкции в отношении России, цены уже два года остаются на прежнем уровне
Шесть лет назад в Костанае открылся «Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан». Это сборочное производство, выпускающее тракторы «Беларус» в Республике Казахстан по лицензии ОАО «Минский тракторный завод».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Новое предприятие возвели с нуля в индустриальной зоне Костаная. Завод обеспечили всеми необходимыми коммуникациями — электроэнергией, газоснабжением, водоснабжением, подъездными путями — и работа закипела. На момент открытия завода общая сумма собственных инвестиций составила 2,3 млрд тенге.
Инициаторами этого проекта выступили инвесторы из России и Республики Беларусь (ОАО «Минский тракторный завод»). Оттуда и поступают все узловые комплектующие. Правда, сегодня руководство костанайского завода делает все, чтобы увеличить казахстанское содержание. Ведь это дает право на получение субсидий тем, кто приобретает тракторы. Расчет за поставку комплектующих идет в российских рублях, поэтому руководство завода четко отслеживает его колебания. И, надо сказать, что с марта 2022 года, с начала войны, курс рубля нестабилен.
— Такой договор был заключен изначально, поэтому любое изменение сказывается на финансовой составляющей предприятия. Когда курс падает, мы, можно сказать, радуемся. И наоборот. Но несмотря на все его колебания, цены уже два года остаются на прежнем уровне, — говорит генеральный директор ТОО «Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан» Валентин Дашкевич.
Напомним, производство было запущено в 2018 году. На заводе осуществляется сборка 20 моделей тракторов «Беларус» мощностью от 11 до 364 лошадиных сил. Всего за эти годы здесь выпущено более пяти тысяч тракторов, в 2023 году — 1464 единицы, за 6 месяцев 2024 года — 977 штук.
Буквально недавно МТЗ-Казахстан запустил линию по производству кабин. На открытии цеха присутствовал аким Костанайской области Кумар Аксакалов.
— Данные тракторы работают на полях Казахстана давно, самое главное — они доказали свою надежность, — сказал тогда Аксакалов. — За 30 лет, с тех пор как я с ними работал, они усовершенствовались. Очень важно, что завод тщательно отслеживает вопросы качества. Мы в этом убеждаемся, когда встречаемся с нашими сельхозтоваропроизводителями. Очень хорошо, что был реализован этот проект, поскольку политика нашей страны заключается в том, что мы даем определенные преференции, но вместе с тем открывающиеся предприятия в обязательном порядке должны локализовывать те или иные процессы. К примеру, выпуск запасных частей. То, что сегодня есть локализация производства кабин тракторов, — это очень важно.
Для полной реализации проекта учредители инвестировали 7,4 млрд тенге собственных средств. Сегодня здесь полным ходом идет изготовление кабин. Они универсальные, могут подходить к девяти моделям тракторов «Беларус». Производственная мощность линии — 10 тысяч кабин в год. К этому показателю компания планирует выйти к 2026 году.
— На заводе предусмотрено катафорезное грунтование и покраска кузовных деталей (защитный слой на металлических деталях — прим. ред.), — поясняет Валентин Дашкевич. — Данный цикл автоматизирован и осуществляется роботами.
Кстати, в Казахстане сборочные площадки также имеются в Семее и Кокшетау. В результате выпуск модельных рядов разделен между тремя предприятиями. Сделано это для того, чтобы они не конкурировали между собой. Помимо обеспечения собственного производства кабинами, МТЗ-Казахстан подписал договоры поставки с партнерами по сборочному производству — ТОО «СемАЗ» и ТОО «КАИК».
— На сегодняшний день методика расчета уровня локализации до конца не внедрена. Но доля местного содержания у нас достигла 30-35%, — отмечает Валентин Дашкевич. — Сейчас в планах запустить цех по производству передних мостов. Подписан договор о сотрудничестве с Костанайским агромеханическим заводом по изготовлению передних грузов на тракторы. А обивку для кабин шьет фабрика «Большевичка». Таким образом, можно сказать, что благодаря ТОО «Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан» имеется фронт работы и для других предприятий Казахстана.
На заводе работает около 100 человек, среди них есть граждане Казахстана, России и Беларуси. Здесь также важно подчеркнуть, как отмечает руководство, что западные санкции и конфликт между Россией и Украиной никак не сказались на работе этого предприятия. Правда, гражданин России, стоявший у истоков предприятия, вышел из состава учредителей.
К слову, директор Валентин Дашкевич — гражданин Республики Беларусь, но уже десять лет живет и работает в Казахстане. Начинал на самом Минском тракторном заводе, куда пришел по окончании Белорусского государственного экономического университета.
— Мы в Костанае пока что намерены работать только на Казахстан, выпускаемая техника обеспечивается гарантийным и сервисным обслуживанием посредством широкой сети представительств и дилерских центров по всей стране. Хотя где-то далеко есть мечта выйти на международный рынок. Дело в том, что для каждой страны нужна своя модель, которая зависит от климатических условий, — рассказывает Валентин Дашкевич.
Сотрудничество с ОАО «Минский тракторный завод» проходит по принятой в Казахстане программе поддержки обрабатывающей промышленности и крупных проектов. Реализация этого проекта осуществляется в соответствии с договоренностями президентов РК и РБ по дальнейшему развитию и углублению промышленной кооперации между двумя дружественными странами. Государство создает для работы инвесторов необходимые условия. Предприятие предоставляет рабочие места и осуществляет уплату налогов. Только за прошлый год оно отчислило в бюджет более 500 миллионов тенге.
Мы своими глазами увидели, как собирают и красят кабины. Правда, привычный синий трактор «Беларус» стал красным. Почему? Никто так и не смог ответить на этот вопрос, решение принято в Минске…
Александра СЕРГАЗИНОВА,
видео Виктории БОЛГЕРДТ,
фото Ларисы БОЖКО