Дамель Мектепбаева в 2014 году стала первым казахстанским ученым, получившим право на обучение инновациям в NASA. «Между учеными и обществом огромный разрыв, две эти стороны говорят на разных языках. Мы все были свидетелями того, сколько было во время пандемии фейковой и недостоверной информации, которая подвергала людей огромной опасности», — с горечью считает она. По ее мнению, только правильные знания и научные коммуникации могут уберечь казахстанцев от множества проблем и сейчас, и в особенности — в будущем
Являясь сооснователем международного медицинского стартапа Hoope, разработанного на базе Университета Сингулярности на территории NASA, сейчас она больше занята популяризацией науки и продвижением инноваций в медицине и других сферах. Тем самым, используя накопленные знания, ученый, по ее словам, пытается внести вклад в научное просвещение и развитие общества.
– Я сторонник доказательной медицины, — говорит Дамель. – Что отличает ученых от «интересных» спикеров, которые дают яркую информацию? У последних она часто бывает фейковой, но, тем не менее, десятки тысяч людей ведутся на нее. Если посмотреть сайт factcheck.kz, то можно увидеть огромное количество дезинформации о негативном влиянии вакцин на организм человека, порожденной страхом от непонимания того, как это работает. Как уберечься от этого? Нужно все-таки слушать лучшие источники информации — ученых, которые подвергают детальному анализу любую информацию, потому что они могут найти первоисточник любой информации и проверить ее на обоснованность. Однако вся беда том, что научная информация, основанная на доказательствах, бывает перегружена специфическими терминами. Но если бы она преподносилась легко и понятно, то манипуляций общественным мнением было бы намного меньше.
Прежде чем заняться инновациями в сфере науки, Дамель после шести лет работы в лаборатории в Назарбаев университете выиграла грант французского правительства на обучение в магистратуре в Париже. В 2014 году стала первым казахстанским ученым, получившим право на обучение инновациям в NASA. Пройдя там курс, молодой ученый стала продвигать эту тему – инноваций — на образовательных площадках, куда ее приглашают преподавать.
Дамель с сожалением отмечает, что у нас, в Казахстане, все еще не принято, чтобы доктора и ученые создавали какие-то инновации, занимались бизнесом и стартапами.
– В развитии инновации нет ничего плохого, весь мир движется в этом направлении, но наша страна сильно зависима от природных ресурсов, поэтому мы никак не можем уйти в умный технологический бизнес, где люди зарабатывают на своем интеллекте, — говорит она.
Начав в NASA разрабатывать проект диагностического кольца, в Казахстане Дамель продолжила продвигать медицинские стартапы — обучать медиков и ученых создавать такого рода проекты. Несколько лет назад она приступила к проведению самого крупного научного фестиваля в Казахстане — Astana Science Festival с участием более пяти тысяч школьников ежегодно. Ученый считает, что благодаря этому многие из них захотят стать медиками и заниматься наукой. Перед собой она поставила задачу не только научить их научным коммуникациям, но и приобщить к науке, начиная со школьной скамьи. Именно ради этого она записала 40 видеоуроков, открыла специальный канал в YouTube (Scinet.kz), где рассказывает, как найти хороший университет за рубежом, поступить в него и пойти по научной стезе.
Кроме того, она и ее команда провели два крупных проекта, где обучили около четырех десятков врачей разных специальностей умению доступным языком доносить обществу познания в области медицины. Это было особенно необходимо в период пандемии, когда люди сами себе ставили диагнозы, прописывали лекарства и ставили уколы. С этой же целью она вместе со своими коллегами участвовала в проекте под названием «Школа научной журналистики», где обучили представителей СМИ правильно рассказывать о научных достижениях.
– Мне кажется, сейчас есть очень большой разрыв между наукой и обществом, две эти стороны говорят на разных языках, — считает Дамель. — Мы все были свидетелями того, сколько было во время пандемии фейковой и недостоверной информации, которая подвергала людей огромной опасности. Моя работа как научного коммуникатора – построить мостик между сторонами и дать право голоса специалистам, обучив их правильно давать интервью, вести свой блог и рассказывать просто о сложном.
Сама Дамель пришла в науку вовсе не из академической среды. В принципе вся ее жизнь опровергает сложившиеся в нашей стране стереотипы, один из которых — без связей в нашей стране ничего невозможно достичь.
– Я родом из России, — рассказывает Дамель. — Мне было шесть лет, когда родители приняли решение переехать из Тюмени в Казахстан. Сначала в Петропавловск, оттуда – в Астану. Это все делалось ради нас, детей. Родители хотели, чтобы мы с сестрой росли в родной среде. И хотя они сами к науке не имеют никакого отношения (мама – учитель, папа работал в пожарной охране), я росла в окружении энциклопедий и научно-популярных журналов, которые выписывала мама. Именно она дала мне и сестре высокую мотивацию к получению хорошего образования. Я училась в лингвистической гимназии и лицее (то есть акцент делался на язык) и с первого раза поступила в иностранный вуз по программе «Болашак». А сейчас возможности для желающих получить образование за рубежом еще более расширились – есть Интернет и очень много разных международных программ, которые дают возможность и учиться, связываться с разными компаниями и людьми, чтобы продвигать свои идеи. В том же YouTube всегда можно найти бесплатные каналы по изучению английского, поэтому просто грех не воспользоваться этими возможностями и не поступить в хороший вуз. То есть сейчас как раз все зависит от самого человека, а не от окружения и возможностей родителей. Их задача — дать хороший толчок ребенку, чтобы он мог достигнуть высоких целей. Для меня и моей сестры, которая сейчас работает в головном офисе ООН, таким мотиватором стала мама. Наверное, инновации мне тем и нравятся, что с их помощью легендарные проекты, которые раньше были бы невозможны, осуществляются просто.
По словам Дамель, главной повесткой дня является коронавирусная инфекция и способы борьбы с ней. Ситуация с ней (инфекцией) в Казахстане не худшая и не лучшая, считает она.
– Вирус равномерно поражает людей по всему миру, но я опять-таки возвращаюсь к научным коммуникации, — говорит ученый. — Если люди обладают правильной информацией, то они могут перенести эту болезнь намного проще и легче. Что касается вакцинации, вокруг которой теперь уже привычно развернулись ожесточенные дискуссии, то расклад в будущем, на мой взгляд, будет положительным. Массовая вакцинация препаратами, разработанными крупнейшими компаниями, однозначно даст свой эффект. И если раньше процесс создания вакцин шел медленнее, он занимал годы, то сейчас наука постоянно движется вперед с большой скоростью. Приборы становятся более чувствительными, информационные технологии позволяют накапливать и анализировать большие данные. К тому же, люди сами уже владеют базовой информацией о вирусах и бактериях. Тот сценарий, который мы наблюдали страшным летом 2020 года, уже не должен повториться. Это был не то, что урок, напомнивший нам всем, что здоровье – это самое главное, что у нас есть. Поэтому научные коммуникации и важны, если распространять правильные знания в обществе, то можно уберечь людей от множества проблем.
Коснулась Дамель и такой больной для Казахстана темы, как отток молодых кадров, который принял угрожающие размеры, за границу.
– Мне не совсем понятно, почему страна не хочет сохранить своих граждан с хорошим зарубежным образованием, если нанимает за огромные деньги иностранных консультантов? Если посмотреть на другие страны, где тоже наблюдается отток населения, то там уезжают чаще всего люди, не нашедшие работу в своей стране, за рубежом они трудятся в качестве обслуживающего персонала. А у нас, к сожалению, уезжают умные и образованные люди, — медики и ученые. Это очень больно и страшно – наблюдать, как из страны утекают мозги. Почему уезжают? Приведу в пример себя. У меня двойное зарубежное образование. Я могла и могу уехать, но я очень хочу, чтобы меня поддержали здесь, в Казахстане. Я уверена, что так думают многие молодые специалисты. Помимо основной работы я занимаюсь множеством образовательных и медицинских проектов на голом энтузиазме. Третий год веду, например, как наставник, детей из детского дома на волонтерских началах. Это не жалоба – констатация факта: у меня нет своей квартиры, и я думаю, что у многих молодых ученых, приехавших работать в свою страну, ситуация та же самая. И они в конце концов, не найдя на родине ни понимания, ни поддержки, уезжают.
Сейчас Дамель Мектепбаева вошла в финал конкурса «Достойный гражданин». Как любой ученый, она в отличие от блогеров и спортсменов — не суперпопулярный человек, но ведь в глубине души каждый из нас осознает, что не блогеры, ведущие за собой массы, а наука и образование спасут нас в итоге.
– Если мы что-то не поменяем здесь и сейчас, то эти образованные люди единожды уехав против своей воли, уже не вернутся назад, хотя у многих из них – поработавших за границей ученых, врачей, инженеров — есть искреннее желание вернуть эти знания в Казахстан, — считает Дамель. — Но суть вопроса в том и заключается, что здесь их, кажется, никто и не ждет. Меня лично тоже уже не держат на родине никакие обязательства. Я отработала стипендию «Болашак» уже шесть лет назад, но мне все еще хочется сделать что-то полезное здесь, в Казахстане, чтобы поменять отношение общества к науке, образованию и медицине. У меня пока есть такая мотивация — пытаться двигать проекты во всех этих сферах. Разработки моей команды уже удостоилась самых высоких наград на международных стартап-конкурсах — Google-D.CAMP Prize в Корее, Hello Tomorrow Challenge во Франции, Startup Mexico, Startup Chile, Startup Peru, заработав право на существование и первый капитал на реализацию. Но в целом я все это делаю, опираясь только лишь на личный энтузиазм.
Источник: exclusive.kz