Речь идет о домах, расположенных рядом с аквапарком «Осьминог»
ИА «ТоболИнфо» не раз писало, что территорию около двух домов по ул. Бородина, 80/1, на которой была организована стоянка для жильцов, застройщик Кинжетай Айткужинов продал государству.
Из-за этого люди теперь терпят неудобства, вызванные реконструкцией аквапарка «Осьминог», так как работы вплотную подойдут к их домам.
Как же так вышло, что парковка внезапно ушла акимату? И какой земельный участок предлагали людям, намеревавшимся купить квартиры у застройщика?
Эти вопросы адресовали Кинжетаю Айткужинову, которого вызвали в административный суд по иску жильцов домов к госорганам, причастным к реконструкции аквапарка.
Застройщик пояснил, что когда он ввел многоэтажки в эксплуатацию, продавал только участок, находившийся под домом, без того, где в реальности была парковка.

— Но по своей доброте душевной еще отдал и эту территорию жильцам в пользование, потому что мне не разрешали здесь строить. Я расширил за счет этого их парковку, хотя и без того для 35 квартир было достаточно места. Отдал, но не оформлял. Представители здесь стоят, они знают, — объяснял Кинжетай Айткужинов. — Здесь по генплану должна была быть сквозная дорога с Бородина на Аль-Фараби, рядом сквер, а потом весной этого года приняли проект аквапарка.
Айткужинов отметил, что тогда власти и начали выкуп земель, в частности и его участка около домов по ул. Бородина.
— Нам дали в два раза меньше рыночной стоимости. Ну, мы согласились, потому что некуда было деться, — сказал застройщик.
На уточняющие вопросы он же пояснил: участок, о котором идет речь, не входил в рабочий проект строительства двух домов.
— Подождите, когда мы заселялись, вы сказали: «Вот этот участок ваш, пожалуйста», — возмутился один из истцов.
— Я дал вам его условно, но не оформил его. Вы же знаете это, и многие знают. Почему вы утрируете? Вы свои документы и госакты подымите, пожалуйста, — ответил Айткужинов.
По словам застройщика, парковочных мест бы хватило на территории, располагающейся прямо между домами.
— Здесь 35 квартир всего. На таких участках дома и по 100 квартир строят, — продолжил застройщик. — Все, что положено, я сделал. Я прошел госэкспертизу.
Представитель истцов, юрист Валентина Белоусова, показала Айткужинову его же рабочий проект строительства многоэтажек и подчеркнула: здесь указана площадь двух земельных участков, в том числе того, который потом купило государство.

Причем интересно, что парковочные места обозначены только на нем, а между домами, согласно проекту, должны располагаться детская площадка и МАФы. Но в реальности этого нет.
— На территории, которую вы продали жильцам, не организовано ни одной парковки, — показала Белоусова.
— У нас по всему городу так делается. Сейчас есть требование, чтобы как можно больше парковок было. И мы, чтобы пройти госэкспертизу, это сделали, — сказал Айткужинов. — Но эта территория отдавалась условно, ни от кого денег я не просил.
То есть застройщик признал, что для прохождения экспертизы включил в проект лишнюю территорию для формального увеличения парковочных мест. Но законно ли это? Должно ли реальное положение дел соответствовать проекту?
К сожалению, на этот вопрос представитель департамента госэкспертизы ответить не смог, так как он юрист, а не специалист по данной теме.
Истцы продолжили негодовать: никто не говорил, что эта территория им не принадлежит.

— А если бы вы не указывали этот земельный участок как парковку, экспертиза могла бы не пройти? — уточнила судья Марияш Жамалиева.
— Прошла бы, — ответил Кинжетай Айткужинов.
— Зачем тогда подстраховывались? — продолжала судья.
— Чтобы легче прошла, — сказал застройщик.
Валентина Белоусова обратила внимание еще на один момент: жильцы заказали официальный документ с установлением границ своего дома. И, как оказалось, балконы частично расположены теперь уже на государственной земле. Как так вышло?
— Это неправильно. Не может быть такого, у меня бы тогда дом не приняли, — считает Айткужинов.
К сожалению, на многие вопросы суда чиновники и их представители ответить не смогли. Марияш Жамалиевой пришлось напомнить им, что к заседаниям нужно готовиться.
Замруководителя управления строительства Дамир Аймагамбетов сказал, что согласен на медиативное соглашение с истцами и озвучил план переноса стены аквапарка на 20 метров от дома и обустройства отдельной парковки для людей. Правда, для этого придется переносить коммуникации — теплотрассу, канализацию…
Валентина Белоусова от имени своих доверителей предложила властям более безболезненный и экономичный для бюджета вариант, чтобы не касаться переноса сетей: существующее ограждение на текущей парковке сдвинуть на 2 метра в сторону дома и оставить его так. Здесь же сохранится стоянка и здесь же будет прямой подьезд к многоэтажкам с пр. Аль-Фараби. Тогда не придется строить новые парковочные места и возиться с коммуникациями.
Это предложение жильцы отправили акиму Костаная.
Судья Марияш Жамалиева дала сторонам изучить все материалы дела и подготовиться к заключению медиативного соглашения. Производство по делу было приостановлено до 10 июля.
На процессе прозвучало несколько интересных моментов.
Первое: как пояснила Валентина Белоусова, жильцам озвучили планы только по строительству пожарного, но не сквозного проезда с ул. Бородина на пр. Аль-Фараби.
Второе: застройщик Кинжетай Айткужинов предупредил управление строительства о рисках повредить при реконструкции аквапарка кабель, питающий два многоэтажных дома.
— Кабель лежит на небольшой глубине. Если его заденут, здесь обесточатся два дома. Большой скандал и большие суды могут быть, — отметил Айткужинов. — Эти коммуникации на карты города нанесены, вы должны знать.
Третье: заказчик проекта реконструкции аквапарка, управление строительства, сообщал об изменении ПСД и переносе стены аквапарка на 20 метров от здания.
— Но как они сдвинут здание, если с другой стороны находится трансформаторная подстанция, а у нее охранная зона 5 метров, — показал на картах Айткужинов. — Эти коммуникации надо не задеть, тут очень опасное место. Кого-нибудь убьет, не дай бог.
Как мы писали ранее, госорганы обязали оперативно отчитаться о принятых мерах после обрушения металлоконструкций и регулярного перекрытия единственной дороги.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора

































