Прокуроры выявили, что все происходило добровольно…
На процессе от 9 декабря бывший директор мясоперерабатывающего завода Beef Export Group Александр Пархоменко заявил о применении в отношении него пыток. В частности, он говорил, что его насильно скрутили, коротко постригли, хотя для находящихся в СИЗО такого правила нет, и без причины водворили в дисциплинарный изолятор (ДИЗО).
Суд постановил провести проверку по данному факту. 23 декабря были озвучены ее результаты.
Гособвинитель Берик Султангазинов сообщил, что данный факт был списан в номенклатурное дело. Иными словами — не нашел своего подтверждения.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Так, в документе приведены показания всех участников событий, произошедших 6 декабря.
Далее со слов Пархоменко:
К нему в камеру зашли два «корпусных» (сотрудники СИЗО) и попросили его покинуть помещение. Подсудимый это делать отказался, так как опасается за свою безопасность, попросил объяснить необходимость этого. Позже один из сотрудников ответил, что Пархоменко нарушил режим содержания, и пригласил инспектора охраны. Что именно тот сделал, снова не объяснили.
Тогда его схватили за левую руку и дернули вперед. Подсудимый вышел, его досмотрели. «Корпусный» дал ему белый лист бумаги и поручил написать объяснение по поводу рапорта от 4 декабря. В тот день Пархоменко якобы закрыл свое спальное место.
Подсудимый пояснил, что после приезда из суда он сполоснул простынь и повесил ее сушиться. За это ему сделали замечание и попросили все убрать.
Внезапно инспектор охраны заявил, что этот рапорт необоснованный, поэтому мер взыскания не будет, однако аналогичный документ может появиться за неповиновение выходить из камеры. Тогда Пархоменко может отправиться в ДИЗО.
Пархоменко написал объяснение о несогласии с инкриминируемым деянием, просил привести к нему начальника СИЗО, но в этом было отказано.
Далее подсудимого отвели в баню и в отсутствие камер ударили по голове ключами, держали его, пригласили хозработника и потребовали сбрить волосы.
Пархоменко цитировал сотрудников учреждения: «Мы тебя кончим, ты будешь сидеть в ДИЗО».
После этого подсудимый порезал правое и левое предплечье в знак протеста, его начали оскорблять. В медсанчасти отказались фиксировать раны, а просто их помыли и забинтовали. В больницу не отвезли, но поехали в Южный отдел полиции, где Пархоменко написал заявление. В звонке и приглашении адвокатов ему отказали.
Были допрошены все сотрудники учреждения, которые контактировали в тот день с Пархоменко. Ниже с их пояснений:
Так, один из «корпусных» объяснил, что указанный подследственный не хотел выходить из камеры по команде, что недопустимо, и в попытках пресечь дальнейшие нарушения применил физическую силу: взял Пархоменко за руки и силой вывел. Данный факт был зафиксирован на жетон. Еще двое человек это подтвердили.
Далее Пархоменко обыскали и «предложили привести в опрятный вид для водворения в ДИЗО». Его привели в банно-прачечное помещение, где Пархоменко самостоятельно сбрил свою бороду и усы, а также добровольно воспользовался услугами парикмахера и коротко постригся. Физическую силу, приемы борьбы и спецсредства не применяли, неправомерные действия не совершали.
Также в акте проверки сказано, что следственно арестованный Пархоменко неоднократно жаловался на жестокое обращение со стороны администрации учреждения. Тем самым «хочет устроить себе благоприятные условия содержания в камере».
Фельдшер СИЗО пояснила, что перед водворением в ДИЗО он осмотрел Пархоменко. Телесных повреждений не установлено.
Прокуроры Султангазинов и Елеусенов отметили, что посещали СИЗО 5 декабря, накануне инцидента, но с подсудимым не контактировали и никаких указаний относительно его содержания не давали.
Гособвинитель Берик Султангазинов, зачитывая документ, подчеркнул: в банном помещении камер нет по понятным причинам. И заключил: факт пыток своего подтверждения не нашел.
Подсудимый Пархоменко попросил провести повторную проверку.
— Я готов пройти любой полиграф, готов к любым вопросам, допросам. Меня Муслипов Манарбек ударил железными ключами. Никто не смотрел камеры, как они вели меня в баню, — эмоционировал подсудимый. — В постирочной, в предбаннике, в сушке нет камер, и там постонно ребят бьют, не только меня! В последний раз я мылся в бане 12 декабря, при мне человека избивали, так же с машинкой бегали. Нет правил, что лицам, находящимся под следствием, нужно сбривать волосы, я 18 месяцев ходил с прической. Меня дважды ударили по голове железными ключами и сказали: «Ты признаешь вину, мы посадим вас всех, ты лично 13 лет получишь».
Данный акт проверки был приобщен к материалам дела.
Подборка материалов с процессов по «мясному» делу:
Подсудимый по «мясному» делу: «Я постоянно нахожусь под давлением администрации учреждения»
Один из подсудимых по «мясному» делу попросил освободить его от уголовной ответственности
Арестованные подсудимые по «мясному» делу попросили изменить им меру пресечения. Что решил суд?
«Мясное» дело начали рассматривать заново в суде Костаная
На процессе свидетели узнают, что другим судом их сделки признаны недействительными
Был скот или нет? — по делу Beef Export Group допросили потерпевших
В рамках рассмотрения «мясного» дела проведут проверку по факту применения пыток
«Как можно продать то, чего нет?»: в суде Костаная продолжается рассмотрение «мясного» дела
Татьяна ФАЙЛЬ, скриншот из видео «ТоболИнфо»