Пандемия, экономический кризис и прочие негативные факторы пагубно отразились на частном бизнесе. О причинах отрицательной статистики в сфере предпринимательства читайте в материале Нурфин
Малый бизнес – это предприниматели, которые ведут свое дело и зарабатывают на реализации товаров или услуг.
Основные критерии для определения малого бизнеса следующие:
- численность сотрудников – если среднегодовая численность работников не превышает 100 человек,
- доход – среднегодовой доход не превышает 300 000 МРП или 875,1 млн тенге.
При этом следует помнить, что индивидуальные предприниматели с численностью работников до 15 человек и доходом до 30 000 МРП (87,5 млн тенге) относятся к микропредпринимательству.
В условиях пандемии и затяжного кризиса деятельность предпринимателей малого бизнеса претерпела серьезные убытки.
Так, согласно сообщению Finprom.kz, за последние полгода численность субъектов малого бизнеса сократилась на 5 тысяч единиц.
Малый бизнес теряет активность
Наибольшее количество активных малых предприятий в Казахстане было зафиксировано в июле 2020 года. Их количество достигало 164,3 тыс. единиц. Однако с этого момента показатели только снижались.
Например, в январе текущего года статистика фиксировала уже 159,7 тыс. активных предприятий. Сокращение составило 2,8% от показателей в июле прошлого года.
То есть за полгода активность прекратилась у более чем 5 тысяч предпринимателей.
В то же время увеличивается число временно не активных предприятий, которых за год стало на 23,3% больше (120,5 тыс. организаций малого бизнеса).
Почему закрывается малый бизнес
- Как сообщает источник, основные причины упадка сферы малого бизнеса относятся к:
- недостатку денежных средств,
- недостатку оборотных средств – это все ресурсы, которые нужны для выпуска продукции или поддержания активности бизнеса,
- выражаются в деньгах, высоким процентным ставкам по кредитам,
- рыночной конкуренции,
- нехватке квалифицированных кадров и так далее.
Одними из главных трудностей для малого бизнеса в этом списке являются недостаток финансирования и недоступность займов.
Например, для финансирования оборотных средств в последнем квартале прошлого года 83,5% предприятий использовали собственные средства. А банковские займы в этих целях использовали всего 17,6% предприятий.
При этом растет спрос на кредиты для бизнеса: в том же квартале 2020 года спрос на займы от малого и среднего бизнеса вырос в три раза. Однако одобрение получали лишь 37% заявок, а в третьем квартале 2020 года – всего 26%.
Эти факторы, согласно сообщению Finprom.kz, влияют на способность малого бизнеса поддерживать свою деятельность.
Источник: nur.kz