Аргынская коз-тамга на монетах Гийас ад-Дин Мухаммад хана, Урус хана, Токтамыш хана и Ибрахима Шейбани хана. Скорее всего аргынские эмиры владели монетным двором и печатали монеты по заказу этих ханов.
«Всероссийская научная конференция. Статьи по джучидской нумизматике Валентина Петровича Лебедева, 2009 год».
«Обзор докладов Казанской нумизматической конференции».
«…Последний рассматриваемый нами стендовый нумизматический доклад на Казанской конференции был прислан киевским нумизматом Константином Хромовым в соавторстве с дочерью И.К. Хромовой: «Тамга “∞” на группе джучидских монет из Нижнего Подднепровья». Этот необычный знак на монетах Золотой Орды известен давно (см., например, Савельев, 1858 №2026), но пристальное внимание он обратил на себя только в последнее время. Знак по форме тождественен нашей цифре 8 или математическому символу бесконечности – так я его для краткости и называл (Павленко, Лебедев, 2005, с.35-36, монеты м20; м27а-в; с28). Похож он также на очки, поэтому его иногда называют и «очковидная» тамга (Гончаров, 2007, с.80-84). Авторам этого доклада не нравятся любые подобные названия этого знака и они считают правильнее никак его не называть, а приводить только его изображение. Но ведь в устной речи всё равно надо как-то понятно для всех его охарактеризовать, поэтому не стоит вводить запреты на ненаучные названия для знаков на монетах, к тому же, как правило, помещаемые в кавычках. Когда знак получит уверенную историческую интерпретацию (типа тамга дома Бату, тамга Гиреев и т.д.) «бытовые» названия отпадут сами.
Первая серьёзная попытка установить назначение обсуждаемого знака была предпринята два года назад (Гончаров, 2007, с.80-84). Автор полагает, что «очковидный» знак (рис. 21) – это тамга, принадлежавшая либо всему дому Тука-Тимуридов (потомков Шибана, сына Джучи), либо одному из представителей этого дома хану Токтамышу. Далее не совсем понятно – Токтамыш передаёт эту тамгу другому шибаниду, некоему Ибрахиму, не являвшемуся ханом, поскольку обнаружились его именные пулы с такой тамгой.
Авторы доклада, анализируя нумизматические и исторические материалы, приходят к другому заключению. Они также считают знак тамгой, но не джучидской, а принадлежавшей одному из завоёванных монголами племён, входящих в Улус Джучи. Определив по монетам хронологический интервал использования этого знака в качестве тамги 1370-1390 годами, а географические границы расположением монетных дворов Сыгнак (на Сыр-Дарье), Сарай и Сарай ал-Джадид (на Ахтубе), Хаджи-Тархан (в дельте Волги), Орда, Орда ал-Муаззам, Орда ал-Джадид и Ал-Джадид (все, возможно, западнее Волги – в Подонье и Нижнем Приднепровье), авторы пришли к выводу, что племя владельцев тамги «∞» участвовало в перекочёвке нескольких групп племён из Восточной части Улуса Джучи в Западную. На новом месте они впоследствии создали Ногайскую Орду, просуществовавшую с XV по XVIII в. При просмотре тамги казахских племён (рис. 23) выяснилось, что именно такая тамга была у племени Аргын, а сама тамга называлась «коз».
Красивая и вполне добротно аргументированная гипотеза, над которой, однако, надо продолжать работать. Далеко не на все вопросы эта гипотеза дала ответы. Например, с какой кстати монгольские ханы Гийас ад-Дин Мухаммад, Урус и Токтамыш будут помещать на некоторых из своих типов серебряных монет тамгу какого-то одного из многочисленных местных казахских племён? Какое отношение к тамге племени Аргун имеет чингизид из дома Шибана Ибрахим, поместивший её на своих именных пулах? Наконец, как автор первой гипотезы Е.Ю Гончаров, так и авторы второй гипотезы К.К Хромов и И.К. Хромова, приняли во внимание не все монеты, несущие на себе знак «∞». Его можно увидеть, например, на пулах хана Кильдибека 763 г.х. чекана г. Мохши, расположенного на территории Древней Мордовии далеко от мест, рассматриваемых в гипотезе, на двух типах анонимных пулов, происходящих с Водянского городища (Клоков, Лебедев, 2000, с.145 №95в и с.146 №98а,ж,л); на эпиграфном пуле с Селитренного городища (Лебедев, Клоков, 2004, с.54 №82с)…».