Утильсбор привел к необоснованному завышению стоимости авто в Казахстане и старению автопарка страны.
Доля автомобилей старше 10 лет с 2016 года неуклонно растет с 59% до 65%, и по итогам текущего года ожидается достижение планки в 70%.
Об этом заявили в Союзе независимого автобизнеса в рамках брифинга «Экологический кодекс РК и расширенные обязательства производителей», посвященного поправкам в экологическое законодательство.
Проект нового Экологического кодекса смешивает понятия «экологии» и «стимулирование производства», поскольку взимаемые сборы на утилизацию в полном объеме идут на поддержку автосборочного производства, игнорируя экологическую составляющую, на базе которой собственно и вводился внебюджетный сбор, считают организаторы брифинга. При этом Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР РК) на поводу Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР РК) выступают против того, чтобы утилизационный сбор в полном объеме шел на экологические мероприятия.
Широкий фронт союзов и бизнес-ассоциаций, депутатов парламента РК, представителей экологического движения вышли на площадку в Алматы и Нур-Султане, чтобы озвучить свои предложения в Экологический кодекс.
Организаторы отмечают, что обеспокоенность вызывает возросшая фискальная нагрузка на бизнес, которая уже отразилась и будет продолжать расти, оказывая давление на цены для конечного потребителя. Сравнительный анализ показывает, что легковые автомобили в Казахстане дороже в среднем в 1,5-2 раза.
В настоящее время утилизационный сбор расширен на сельскохозяйственную технику. Это, согласно Анализу регуляторного воздействия, приведет к ежегодной допнагрузке на аграриев в размере 56 млрд тенге. Например, для трактора стоимостью 14,7 млн тенге утильсбор составит до 4,7 млн тенге.
Сейчас обсуждается введение утильсбора на кабельную продукцию в размере 5%. Зачем утилизировать кабель, состоящий из различных цветных металлов и представляющий готовое сырье, никто в правительстве в принципе не задумывается.
Правительство Казахстана вводит потребителей в заблуждение, когда под предлогом «поддержки отечественного производства» собирает сборы на утилизацию. На примере автомобилей мы видим, что это приводит лишь к удорожанию и более высоким последующим госрасходам на стимулирование автопродаж. Механизмы функционирования и правила игры для оператора расширенных обязательств требуют широкого и всестороннего обсуждения, без спешки и с учетом всех аспектов, включая вопросы тарифной политики и распределения аккумулированных средств, считают участники брифинга.
Внебюджетные средства, аккумулируемые в рамках расширенных обязательств импортеров и производителей, должны расходоваться согласно целевому назначению, а именно для нивелирования негативного воздействия продукции на экологию. Более того, деятельность оператора РОП должна быть прозрачной для широкой общественности с обязательной публикацией финансовой отчетности, а тарифы – обоснованными.
Вмешательство государства под флагом защиты экологии де-факто наносит ущерб потребителю за счет необоснованного роста цен, стимулирует неэффективные производства, наносит ущерб бюджету и ограничивает конкуренцию в пользу избранных компаний. Кроме того, необходим всесторонний государственный аудит всех госпрограмм и проектов по поддержке автосборочной отрасли, включая деятельность МИИР, на предмет исполнения обязательств, эффективности, результативности и обоснованности выделяемых бюджетных средств.
Пресс-служба Союза независимого автобизнеса и Союз промышленников и предпринимателей «Ел тірегі».