Недаром грузин в Османской империи называли народом «кавим-и-несиб» — «благородным племенем»
1-фото. Исторический центр Тбилиси на закате, панорама
Помните сюжет в фильме «Султан Бейбарс», где один из военачальников мамлюкского султана был этническим грузином, который услышав на грузинском языке слово «мама» умирающего крестоносца-грузина вздрогнул. На самом деле выходцев, ставших великими воинами как степняки среди грузин было много. Мамлюками были грузины, как и степняки, проданные в рабство монгольскими завоевателями. Недаром грузин в Османской империи называли народом «кавим-и-несиб» — «благородным племенем», из Грузин вышли 17 из великих визирей Османской империи, а в целом около 1200 грузин занимали важные посты в империи Османов.
Грузины дали Османской империи шесть шейхуль-исламов и 344 ученых-богослова. При этом, Грузия всегда была христианской страной, которая бережно хранила свои христианские ценности. Грузия также одной из первых в Мире приняла христианство. В отличие от многих Европейских стран в Грузии церкви всегда переполнены, нет пустующих церквей. Народ Грузии скажем, более религиозен, чем их Европейские братья, при этом грузины, как правило, толерантны. И еще заметил такую вещь, что грузины свои храмы строят обычно на возвышенности, которые несмотря даже на малый объем кажутся величественными. Но, сегодня я хочу рассказать о тюрко-мусульманском наследии Грузии. Грузия и населяющие ее территорию с древних времен племена давно контактировали с выходцами Степи. Это были саки, гунны, хазары и половцы (кыпчаки).
Последние сыграли большую роль в становлении грузинской государственности. И сегодня Грузия окружена многими тюрко-мусульманскими народами, таких, как турки, азербайджанцы, северокавказские тюркские мусульмане (кумыки, трухмены, карачаевцы, балкарцы, ногайцы) и т.д.
Но, что касается непосредственно мусульман, то они впервые появились в Грузии 645 году и позже 735-737 годах им удалость подчинить большую часть страны. А в 736-1122 годах Тбилиси стал центром местного эмирата. Здесь, мне кажется, можно провести небольшие параллели с Испанией (которая была частью Кордовского халифата), так как местная архитектура и культура испытала большое влияние ислама. Даже невооружённым глазом заметно, что сегодня Ислам присутствует в Грузии. Примерно 10 % населения Грузии являются этническими мусульманами. Я думаю, их сейчас стало еще больше, так как появились новые группы мусульман, такие как турки, арабы, индо-пакистанцы и люли-цыгане и т.д. Хотя нужно учесть, что люли-цыгане присутствовали и раньше, как и другие группы цыган (в том числе, христиан-цыган). К тому же Грузия долгое время была частью то Османской империи (начиная турок-сельджуков), то Персидской империи, где правили азербайджанские династии. Тем более рядом также находятся мусульманский Азербайджан и Северный Кавказ. Вообще, нужно учесть, что проживающие в Грузии мусульмане не являются приезжими, а автохтонным населением.
С этнически точки зрения их условно можно разделит на две группы, то есть на грузин и на не грузин. В первую группу относятся аджары, это субэтническая группа грузин, в основном проживающие в автономной республике Аджария. Их (мусульман-аджар) примерно 100 000 тысяч, возможно их больше, так как раньше из 337 000 населения Аджарии, 70 процентов были мусульманами, то сейчас ситуация противоположная. Из-за скудности информации мы не можем с точностью определить количество христиан и мусульман Аджарии. Также есть грузины-мусульмане, правда они проживают в Турции и Иране. Это лазы и чвенебури проживающие в приграничных регионах Турции с Грузией, они придерживаются суннизма, являются потомками «мухаджиров», точное количество неизвестно, общее количество которых варьируются от 100 000 до 500 000 человек и от 50 000 до 100 000 человек соответственно, в Грузии лазов 2 000 человек. Проживающие в Иране ферейданцы являются последователями шииза, общее количество которых составляет около 10 000 человек, возможно, их количество еще больше. К автохтонным мусульманским не грузинским народам относятся месхетинские турки, чеченцы-кистинцы, осетины-мусульмане, абхазы-мусульмане, азербайджанцы и другие народы. Отмеченные здесь два народа (осетины и абхазы) имеют смешанную христианско-мусульманскую идентификацию, а проживающие вне пределов бывшего СССР осетины и абхазы в большинстве своем мусульмане, потомки так называемых «мухаджиров», которые во время русско-турецких воин вынуждены были эмигрировать в Османскую империю. Что касается месхетинских турок, то их количество в Грузии небольшое, на сегодняшний день проблема возвращения турок Ахыска остается открытым, когда-то большой группе месхетинских турков пришлось эмигрировать в США, хотя в связи с событиями на востоке Украины, небольшие группы вернулись в Турцию.
А чеченцы-кистинцы являются этнографической группой чеченцев, они проживают в Ахметском районе Грузии, общее количество которых в Грузии всего 12 000 человек. Еще один народ имеющий мусульманское происхождение — это азербайджанцы. Азербайджанцы в основном проживают в регионах Грузии граничащих с Азербайджаном. Общее количество азербайджанцев примерно 300 000 человек, они являются вторым по численности народом Грузии после самих грузин. В истории Грузии они известны издавна, кроме восточных районов они также проживают и в Тбилиси. Например, крепость Нарикала (Нарынкала, на азербайджанском языке İsgəndər qalası) также в какой-то мере также имеет отношение к азербайджанцам, так и другой Нарынкале (в Дербенте) на территории Дагестана, который также имеет отношение к тюрко-мусульманским народам как кумыки и азербайджанцы. Что интересно, настолько сильное было влияние мусульманской культуры, что в грузинском языке много заимствований с турецкого, персидского и арабского языков и это проявляется особенно в сфере торговли, ведь сам Тбилиси и Грузия находятся на стыке Европы и Азии. Это можно также проследить в районе Абанотубани, где в строительстве бань можно заметить восточные мотивы. Вообще, в старом городе можно увидеть и грузинскую православную церковь и синагогу и мусульманскую мечеть, как некогда в Кордовском халифате.
Там же недалеко от Абанотубани сохранилась единственная мечеть от некогда семи мусульманских духовных центров. Также недалеко от старой части города, вернее в районе Ботанического сада существует пантеон выдающихся азербайджанцев (на месте старого мусульманского кладбища – Көрхана), где похоронены Мирза Фатали Ахундов, Мирза Шафи Вазех, Фатали Хан Хойский, Гасан-бек Агаев и другие. Там же раньше существовали тюрба и мечеть, которую взорвали в 1950 году. Что примечательно на сегодняшний день самыми верными друзьями Грузии являются Турция и Азербайджан, Казахстан, которые не только инвестируют в экономику страны, но и являются большими мусульманскими странами региона (хотя нужно признать, что все страны светские государства, кроме Ирана) и во-многих, случаях взаимоотношение Грузии с этими странами определяет будущее этой маленькой прекрасной страны. Как-то зайдя в небольшой музей под открытым небом в Тбилиси увидел деревянные весы, заинтригованные тем, что первый раз увидев необычные весы спросил у гида: «а как будет на грузинском языке весы?», но то что получил ответ «таразы», то есть как и на казахском языке. Еще больше удивился тому, что у грузин имеется бесик, то есть люлька, которая встречается у кочевников Евразии, то есть у наших предков и я тогда подумал вот наше наследие, который прослеживает в первом случае след в мусульманстве, а во втором случае как след тюрков-номадов. Фотографии с Интернета